Кафедра початкової освіти
Психолого-педагогічний факультет

Экзаменационные вопросы по методике преподавания русского языка

(для студентов заочной формы обучения, 7 семестр)

2017-2018 у.г.

Преподаватель Павлик Е.А.

  1.  Методика преподавания русского языка как наука. Предмет и задачи методики преподавания русского языка в украинской школе.
  2.  Русский язык как учебный предмет в начальных классах школ Украины.
  3.  Психологические основы методики обучения русскому языку в школах с украинским языком обучения.
  4. Понятие интерференции. Типы интерференции.
  5.  Дидактические основы методики обучения русскому языку в школах с украинским языком обучения.
  6. Принципы и методы обучения русскому языку, их применение в условиях билингвизма. 
  7.  Принцип учета родного языка в преподавании русского языка в условиях билингвизма.
  8. Непосредственное и скрытое сопоставление языковых фактов.  
  9. Лингвистические основы методики обучения русскому языку в школах с украинским языком преподавания.
  10.  Сравнительный анализ фонетического, орфографического, грамматического материала в русском и украинском языках как основа содержания и методики обучения.
  11. Специфика обучения русскому языку в условиях билингвизма.
  12.  Учет интерферирующего влияния украинского языка в процессе обучения русской грамматике.
  13.  Межъязыковые аналогии и сопоставления при обучении русскому языку.
  14.  Взаимосвязь в преподавании русского и украинского языка в школах с украинским языком обучения.
  15.  Транспозиция и интерференция в русской речи учащихся Украины.
  16. Задачи предварительного устного курса. Содержание, характер и основные направления обучения русскому языку в период предварительного устного курса.
  17.  Содержание и методика звуковой работы в период устного практического курса.
  18.  Приемы развития фонематического слуха учащихся.
  19.  Методика формирования орфоэпических умений на уроках русского языка.
  20.  Методика формирования акцентологических умений на уроках русского языка.
  21.  Развитие интонационно-произносительных навыков на начальном этапе обучения русскому языку.
  22.  Словарная работа, ее содержание и методика проведения в начальных классах.
  23.  Направления словарной работы. Способы семантизации слов.
  24.  Принципы отбора словаря и дидактического материала на начальном этапе обучения русскому языку.
  25.  Словарный минимум, источники обогащения словаря учащихся украинской школы.
  26.  Методика работы над словом, элементами лексикологии на начальном этапе обучения русскому языку.
  27.  Развитие лексических навыков школьников в устном практическом курсе русского языка.
  28. Методика формирования грамматических умений на начальном этапе изучения русского языка.
  29.  Речевая направленность курса русского языка в условиях билингвизма.
  30.  Развитие умений говорить по-русски в устном практическом курсе.
  31. Основные методические требования к урокам русского языка как второго. Урок русского языка в устном практическом курсе.
  32. Методика начального обучения чтению на русском языке (ознакомление с буквами, формирование умений читать).
  33.  Методика работы по усвоению букв, отличающихся от букв украинской графики.
  34.  Развитие у младших школьников навыков чтения по-русски. Работа по усвоению букв, которых нет в украинской графике.
  35.  Особенности чтения на русском языке. Характерные ошибки при чтении по-русски. Работа по усвоению словесного ударения, по предупреждению и устранению ошибок при чтении.
  36.  Приемы развития и усовершенствования читательских умений и навыков на уроках русского языка как второго.
  37.  Литературно-методический анализ текста художественного произведения на уроках русского чтения.
  38.  Организация словарно-семантической работы на уроках чтения.
  39.  Развитие умений русской речи в процессе работы над текстом для чтения.
  40.  Направления и виды работы по развитию русской речи во время изучения языкового материала.
  41.  Задачи, содержание и способы проведения работы по развитию устной речи. Речевая ситуация как методический прием развития речевых навыков учащихся (виды, структура, методика проведения).
  42.  Методика развития диалогической русской речи.
  43.  Методика развития монологической русской речи.
  44.  Методика формирования умений слушать - понимать (аудировать) русскую речь.
  45.  Коррекция графических навыков русского языка.
  46.  Сравнительный анализ фонетического материала в русском и украинском языках как основа содержания и методики обучения.
  47.  Методика изучения фонетико-графического материала русского языка
  48. Значение и задачи обучения фонетике в условиях билингвизма. Научные основы преподавания.
  49.  Сравнительный анализ грамматического материала в русском и украинском языках как основа содержания и методики обучения.
  50.  Особенности изучения материала по грамматике русского языка.
  51. Методические приемы работы по морфемике и элементарному словообразовательному анализу в начальной школе.
  52. Методика изучения частей речи в начальных классах в условиях обучения второму языку.
  53.  Упражнение как основной метод обучения русскому языку в школах Украины. Упражнения по фонетике, грамматике, их типология.
  54.  Виды языкового разбора и методика их проведения в начальной школе.
  55.  Фонетический анализ. Алгоритм. Типология слов, используемых для фонетического анализа.
  56.  Сравнительный анализ орфографического материала в русском и украинском языках как основа содержания и методики обучения.
  57.  Специфика формирования орфографических умений и навыков русского языка.
  58.  Группы правил, выделенные в зависимости от степени совпадения их содержания в русском и украинском языках, особенности работы над ними.
  59.  Приемы формирования орфографической зоркости младших школьников.
  60.  Методика работы над орфографическим правилом в зависимости от степени совпадения материала в русском и украинском языках.
  61.  Совершенствования орфографической подготовки младших школьников в условиях русско-украинского двуязычия.
  62.  Диктанты, их виды. Методика проведения диктантов.
  63.  Списывание, его роль в формировании орфографической зоркости детей. Методика проведения списывания.
  64.  Перевод как учебно-тренировочное упражнение.
  65.  Основные методические требования к урокам русского языка как второго.
  66.  Типология и структура уроков русского языка как второго.
  67.  Задачи уроков русского языка на продвинутом уровне. Характер и основные направления работы.
  68.  Совершенствование и развитие речевых навыков в 3-4 классе.
  69.  Совершенствование языковых умений и навыков на продвинутом этапе изучения русского языка в школах Украины.
  70.  Особенности урока русского языка на продвинутом этапе. Методика проведения уроков разных типов.
  71.  Значение наглядности в процессе обучения русскому языку как второму. Виды наглядности в начальных классах.

 

Список рекомендованной литературы

&   Білоконна Н.І., Кравцова І.А., Павлик О.А. Сучасний урок мови та літературного читання в початковій школі: метод. рекоменд. для студ. денної та заочної форм навчання спец. Початкова освіта. - Кривий Ріг: КДПУ, 2016.

&   Державний стандарт початкової загальної освіти  // Початкова школа. - 2011. - №7. – С.1-18.

&   Коваль А.П. Специфика обучения русскому языку младших школьников: пособие для учителя. - К.: Рад. школа, 1990. – 207с.

&   Коваль А.П.   Методика   преподавания   русского   языка   в   школах   с украинским языком обучения. - К.: Вища. школа, 1989. – 311с.

&   Коваль А.П. Наглядность на уроках русского языка в начальных классах: пособие для учителя. - К.: Рад. школа, 1986. – 168с.

&   Львов М.Р. Правописание в начальных классах: [метод указания] / М.Р.Львов. – Тула: «Родничок», М.:«Астрель», «АСТ», 2001. – 256с.

&   Львов  М.Р.   Словарь-справочник  по  методике  русского  языка.  - М.: Просвещение, 1988. - 240с.

&   Орієнтовні вимоги до контролю та оцінювання навчальних досягнень учнів початкової школи (Додаток до наказу МОН України від 19.08.2016 №1009) [електрон. ресурс]. – Режим доступу: http://old.mon.gov.ua/img/zstored/files/1-2-08-%D1%96.pdf.

&   Пахненко И.И. Методика преподавания русского языка в начальной школе с украинским языком обучения: учеб. Пособие для студ. – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2006. – 336с.

&   Пахненко И. И. Методика преподавания русского языка в начальной школе с украинским языком обучения (тестовые и индивидуальные учебно-исследовательские задания) : учебн. пособие / И. И. Пахненко. – Сумы : Университетская книга, 2010.– 159 с.

&   Пашковская   Н.А.   Лингводидактические   основы   обучения   русскому языку. -К.: Рад. шк., 1990.

&   Русский язык. Программа для общеобразовательных учебных заведений. 1-4 классы. – К.: Видавничий дім «Освіта», 2013. – С.98-137.

&   Учебники по русскому языку для 1, 2, 3, 4 класса школ с украинским языком обучения (Стативка В.И., Самонова О.И.; Лапшина И.Н., Зорька Н.Н.).

&   Хорошковська  О.Н.   Лінгводидактична  система  початкового   навчання української мови у школах з російською мовою викладання. - К.. 1999. -306с.

3259
Календар подій
Останні статті
Популярне на сайті
Афіша
Грудень 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31